Web-эксклюзив: Онлайн-торговля может превратить аптеки в пункты выдачи лекарств

Новые торговые площадки – агрегаторы могут изменить устои в фармритейле. С ростом онлайн-трафика маркетинговые контракты уйдут от сетей к агрегаторам, предполагают владельцы аптек. В ассоциациях уверены, что произойдет полное переформатирование традиционных схем продаж. Тем не менее аптечные сети, словно мотыльки, летят на яркий огонь онлайн-площадок, чтобы остаться в тренде интернет-торговли. Каждый надеется, что погорит не он в конкурентной борьбе.

Агрегатор-маркетплейс

Ежемесячно на федеральных фармацевтических онлайн-площадках размещаются все новые и новые аптечные сети, используя интернет-канал для сбыта и продвижения продукции. К ним присоединяются ассоциации и дистрибьюторы. Сегодня работает два федеральных агрегатора (маркетплейса): «Все аптеки» и «Мегаптека», а также несколько региональных, в основном московских площадок. Участники рынка пока не изучили до конца новый формат. В частности, не все знают, что «агрегатор» и «маркетплейс» — тождественные понятия. Некоторые относят к «маркетплейсам» оптовиков, ритейлеров, которые позволяют на своих сайтах размещаться конкурентам. Но во избежание путаницы в статье эти понятия будут тождественны.

К классической модели агрегатора не могут относиться площадки, имеющие собственные аптечные точки,  либо склады и дистрибьюцию. Как правило, агрегаторы запускают ИТ-компании, а не игроки фармрынка. Отечественные фармплощадки в интернете решили развивать Mail.ru (проект «Все аптеки»)  и одиозный бизнес-ангел из Перми, вице-президент Российской ассоциации криптовалют и блокчейна РАКИБ Дмитрий Сутормин (проект «Мегаптека»).

Они предложили равные условия размещения для всех участников рынка и не стали прогибаться под требования некоторых игроков, привыкших к кулуарным договоренностям. В итоге, потребитель выбирает  лекарство в скаченном на свое устройство приложении. Приложение предлагает выбрать аптеку в том районе, где удобно забрать заказ. Варианты выстраиваются по порядку наименьшей цены. При этом все сети показывают разное время выдачи товара от 30 мин. до 24 часов, что позволяет клиенту выбрать приоритетный вариант.

«Маркетплейс —технологическая эволюция фармацевтических справок по лекарствам в аптеках, — рассказывает «ФВ» Антон Буздалин владелец сети «еАптека». « С проникновением интернета покупатель привыкает проверять цену и наличие на справочных онлайн-площадках. Умение предоставить правильную информацию, замену, дополнительную продажу и выбор оптимального поставщика, доставку делает из справки  маркетплейс. Клиентам эти сервисы удобны за счет своей прозрачности, поэтому частота их использования резко растет».

Цена доставки

Отечественные разработчики пошли по азиатской модели маркетплейса – Alibaba, а не европейской  — Amazon. Их ключевые различия – логистика и цены. Джефф Безос создал помимо онлайн-площадки эффективную логистику и мощные распределительные центры. Таким образом, он не только партнер для поставщиков, но и прямой конкурент. «В США сегодня на фармрынке работает три дистрибьютора с оборотами 100-160 млрд долл. Они генерируют 92% всей выручки фамрдистрибьюции. Несмотря на свой триумвират, они бояться прихода на рынок Amazona, который имеет более совершенную логистику. Эта модель агрегатора активно сокращает посредников между производителем и покупателем», — говорит старший фасилитатор Центра креативного лидерства (The Center for Creative Leadership) Сергей Давыдов.

№16 (971) — Фармацевтический вестник Онлайн-торговля может превратить многие аптеки в пункты выдачи лекарств

Источник: pharmvestnik.ru

Читайте также:

Добавить комментарий