Мозг по-разному отреагировал на касания себя и других

Шведские ученые выяснили, что разница в восприятии касаний самого себя и касаний другими людьми заметна и как на уровне стимуляции, так и на уровне обработки сигнала головным мозгом. В частности, при касании самого себя была заметна деактивация участков мозга, отвечающих за обработку социальных стимулов, которые были активны при касании другими людьми. Статья опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Сенсорные нейроны (как в органах чувств, так и в головном мозге) по-разному реагируют на разные типы предоставляемой информации. В особенности это касается информации, которая получена от самого человека и информации, которая получена от других, так как во втором случае действует также социальный аспект. Разница в поверхностном восприятии (то есть активности сенсорных нейронов в области прикосновения) своего касания и касания других изучена достаточно хорошо, а вот о том, как мозг воспринимает другие аспекты таких касаний, информации мало.

Изучить это решили шведские ученые под руководством Ребекки Боэм (Rebecca Boehme) из Линчёпингского университета. Они провели три эксперимента, в которых суммарно поучаствовали 54 человека (27 в первом, 17 во втором и 10 в третьем). Первый эксперимент проходил с использованием фМРТ: во время него участников просили либо гладить себя по предплечью, либо гладили их самих, а в качестве контрольного условия (необходимого для того, чтобы отследить активность мозга, отвечающую за движения руками) просили участников гладить подушку.

Ученые обнаружили, что во время того, как руки участников касался другой человек, активность в первичной соматосенсорной коре (контрлатерально касаемой руки), отвечающей за восприятие сенсорной информации, была выше, чем когда участники касались себя сами. Также ученые обнаружили несколько участков мозга, которые показывали пониженную активность при касании другими людьми и деактивацию при касании себя самого: миндалине, полосатом теле, верхней височной извилине и других — участках, которые участвуют в обработке эмоций и социальных стимулов. Интересно, что такая деактивация была характерна только для условия, в котором участники гладили самих себя, и не была заметна в условии, где им необходимо было гладить подушку.

Во время второго эксперимента ученые реплицировали результаты, полученные в первом, а также изучили, как на деактивацию участков мозга, характерную для касания самого себя, влияет то, насколько человек хорошо чувствует свое тело. Для этого ученые измерили порог восприятия участников, касаясь их руки с разной силой и отмечая момент, когда они почувствуют стимуляцию. Ученые выяснили, что то, насколько хорошо участники чувствуют свое тело (то есть насколько слабое касание им необходимо для того, чтобы понять, что их касаются), было связано с разницей в активации участков, которые рассматривались в первом эксперименте. Другими словами, чем лучше участники чувствовали свое тело, тем больше была разница в активности мозга при касании другими и касании ими самими.

Наконец, в третьем эксперименте ученые проверили стимуляцию соматосенсорных вызванных потенциалов в лучевом нерве при касании другими и самим собой. Ученые выяснили, что отличия в обработке касаний происходят уже на уровне стимуляции периферическая нервной системы: амплитуда вызванных потенциалов в лучевом нерве при касании самого себя была значительно (p = 0,018) ниже, чем при поглаживании другими.

Информация о касании (а также о воздействии тепла, холода и болевого стимула) распознается рецепторами в коже, после чего передается в мозг, где обрабатывается в зависимости от того, на какие рецепторы было зарегистрировано воздействие. Ученые показали, что, несмотря на то, что легкое касания собственной рукой и другими активирует одинаковые рецепторы в коже, информация от них воспринимается как центральной, так и периферической нервной системой по-разному. Авторы работы отмечают, что результаты их работы также могут быть полезны для изучения различных психических заболеваний, включая шизофрению, которая часто включает деперсонализацию, и различные нарушения социального взаимодействия.

Исследователи изучают и другие концепты восприятия касаний и поглаживаний другими людьми. Например, в прошлом году ученые выяснили, что легкие поглаживания способны снизить страдания, вызванные социальной изоляцией, а тактильный контакт между партнерами может снизить боль.