Повреждение ДНК и слабоумие. К чему приводит работа по ночам

Регулярный труд в ночные смены провоцирует изменения в ДНК человека и способствует развитию хронических недугов.

Данные о последствиях ночной работы опубликованы в журнале Anaesthesia. Исследование провели ученые из Китая.

Специалисты установили, что результатом посменной работы становится учащение окислительных повреждений ДНК и снижение количества ее восстановлений. Это приводит к появлению заболеваний, которые обычно носят хронический характер.

Известно, что даже одна ночь без сна провоцирует рост числа бета-амилоидов в мозге, а регулярный недосып напрямую связан с развитием психических отклонений. Причем он может сказываться на состоянии организма как напрямую, так и посредством других факторов. Например, избыточный вес нередко появляется из-за недостатка полноценного ночного отдыха: невыспавшийся человек проявляет повышенный интерес к вредной пище.

Влияние ночной работы на ДНК ученые из Гонконгского университета исследовали в составе группы из 49 медиков. 24 из них регулярно работали в ночную смену. Каждый из участников эксперимента сдавал свою кровь для анализа. Сравнивались образцы, предоставленные после 3 ночей полноценного сна, а также пробы крови, проведенные после 1 бессонной ночи.

Для анализа исследователи применили метод ДНК-комет и понаблюдали за экспрессией генов, принимающих активное участие в восстановительных процессах. Оказалось, у медиков, работавших в ночное время, степень повреждения ДНК была выше, а восстановления – ниже. Именно такой дисбаланс ученые давно считают причиной возникновения многих хронических проблем со здоровьем – от респираторных и сердечных заболеваний до сахарного диабета и болезни Альцгеймера.

По замечанию ученых, нужны масштабные исследования, чтобы прояснить влияние повреждений ДНК на развитие хронических болезней, а также выявить методы для устранения или восстановления ущерба, причиненного ДНК из-за отсутствия сна.