Ученые открыли новые свойства Y-хромосомы

Ученые предложили новые данные о малоизвестной роли генов Y-хромосомы, специфичных для мужчин, которая может объяснить, почему они страдают от различных заболеваний, в том числе Covid-19, иначе, чем женщины. Результаты были опубликованы в журнале Scientific Reports профессором Монреальского университета Кристианом Дешеппером.

«Наше открытие позволяет лучше понять, как мужские гены в Y-хромосоме позволяют мужским клеткам функционировать иначе», — рассказывает Дешеппер, ведущий автор исследования. «В будущем эти результаты могут помочь пролить свет на то, почему некоторые заболевания по-разному протекают у мужчин и женщин».

В своем исследовании Дешеппер провел генетическую манипуляцию, которая инактивировала два мужских гена на Y-хромосоме, изменив несколько сигнальных путей, играющих важную роль в определенных функциях клеток неполовых органов. Например, в условиях стресса некоторые из затронутых механизмов могут влиять на то, как клетки сердца человека защищаются от стресса.

Исследование показало, что эти мужские гены выполняют свои регуляторные функции необычным образом по сравнению с механизмами, используемыми большинством других генов на неполовых хромосомах. Таким образом, вместо специфической активации определенных генов прямым действием на уровне генома Y-хромосома, по-видимому, влияет на клеточные функции, воздействуя на продукцию белка.

Открытие этих различий в функциях может частично объяснить, почему функции генов мужской Y-хромосомы до сих пор недостаточно изучены, подчеркивает Дешеппер.